Эксперт: «Усложняя детям-мигрантам путь к обучению, мы закрываем большой канал интеграции»
В этом учебном году большая часть детей мигрантов не смогла поступить в российские школы. О том, можно ли изменить ситуации с образованием иностранцев в России, «Рахмат» поговорил с кандидатом экономических наук, заведующей лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольгой Чудиновских.
"Когда был принят закон о тестировании детей иностранцев при поступлении в школу на знание русского языка, очень многие правозащитники высказывали опасение, что у применения этого закона могут быть далеко идущие негативные последствия. Итогом резонансных обсуждений стало поручение президента подготовить соответствующую инфраструктуру для подготовки детей с миграционной историей для прохождения этого тестирования с прицелом на успешное обучение в российских школах. Но только в сентябре появилась информация о том, что были разработаны рекомендации для педагогов. При этом уже прошел первый раунд тестирования и около трех тысяч детей с ним не справились", — говорит Ольга Чудиновских.
Эксперт отметила, что с большой долей вероятности эти дети либо останутся сидеть дома, либо родители будут вынуждены отправить их в страны, откуда они сами приехали, к дедушкам, бабушкам, что тоже не является хорошим решением проблемы, потому что к улучшению знания русского языка и интеграции это не приведёт, а совмещать работу, при этом обеспечивая воспитание и обучение ребенка на дому для родителей — крайне сложно. Теряется смысл всей трудовой иммиграции.
По мнению Ольги Чудиновских, варианты работы по языковой и социокультурной адаптации детей с миграционной историей есть, но пока неясно, как всё это будет реализовано в жизни, организуют ли курсы именно на базе школы, куда ребенок предполагает пойти, или создадут некую сеть курсов вне учебных учреждений. Слишком много вопросов именно по применению этих рекомендаций.
«Время покажет, во что выльется это нововведение. Но тренд, в общем-то, не очень хороший с точки зрения будущего. Запрещая детям посещать школы, мы закрываем им путь к обучению, и тем самым закрываем большой канал интеграции, потому что самая активная и эффективная интеграция — как раз через второе поколение мигрантов, через детей. Поэтому, я надеюсь, что всё-таки этот вопрос продолжат обсуждать», — говорит Ольга Чудиновских.