Нужна помощь?
Получи в личном кабинете
Мы используем куки чтобы сайт работал лучше
Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на использование файлов куки
Принять

Как продлить патент на работу: пошаговая инструкция для граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и других стран СНГ

11.07.2025
Фото Миграционный центр "Мигрант 23"
Автор статьи
Подпишись на Rahmat.ru в телеграме и следи за новостями, скидками и предложениями о работе!
Патент дает право работать в конкретном регионе России. Это обязательный документ для некоторых иностранцев, которые приезжают в страну на заработки. Но действует он всего 12 месяцев, затем разрешение нужно переоформить. Как это правильно сделать — рассказываем в статье.
Кому нужен патент на работу
Необходимость получать документ регулируется законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Там говорится, что трудовые мигранты, которые въехали в страну по визе, должны получить разрешение на работу.

А если у вашей страны действует безвизовый режим с РФ, понадобится оформить патент. Например, он нужен для жителей Абхазии, Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана.

Однако некоторые гости страны могут трудоустроиться без дополнительных разрешений.

Если вы относитесь к категориям, указанным ниже, патент вам не потребуется:

  • Выходцы из государств Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии).
  • Иностранцы с видом на жительство (ВНЖ) или разрешением на временное проживание (РВП).
  • Студенты на очном обучении.
  • Лица без гражданства, беженцы.
  • Сотрудники аккредитованных ИТ‑компаний.
  • Работники посольств и консульств.
  • Аккредитованные журналисты.
  • Специалисты зарубежных компаний, приглашенные для монтажных работ или гарантийно‑сервисного обслуживания оборудования.
  • Сотрудники представительств зарубежных организаций.
  • Педагоги и ученые, которых позвали работать в образовательные или научные организации.

Если патент все же нужен, помните: о его актуальности необходимо регулярно заботиться. Каждый месяц вносите авансовые платежи и ежегодно обновляйте свидетельство.
Как продлить патент
Срок действия документа — 12 месяцев. Незадолго до окончания этого периода нужно подать заявление, чтобы не потерять право на работу. Если опоздать с процедурой, придется выехать из России, а затем вернуться и в течение месяца отправить заявку на новый патент.
Чтобы переоформить бумагу, выполните несколько шагов.

  • Узнайте, когда пора отправлять заявление. Начать процедуру продления лучше за две-три недели до момента, когда действие патента завершится.
  • Соберите пакет документов. Подробнее о них расскажем дальше.
  • Подайте заявление. Сделать это можно двумя способами:
— Очно. Посетите отделение МВД, паспортно‑визовый сервис (ПВС) или миграционный центр. Их адреса легко найти в интернете. Сотрудники служб выдадут вам бланк заявления и расскажут, что делать дальше.
— Онлайн на портале «Госуслуги». Чтобы воспользоваться опцией, ваша учетная запись должна быть подтверждена через банк или центр обслуживания (как зарегистрироваться на портале читайте в нашей инструкции). Дальше останется лишь найти функцию «Переоформить патент», заполнить анкету и загрузить фото документов.

  • Получите приглашение в МВД. Обычно его отправляют в течение 5 рабочих дней. Оно означает, что ваши сведения проверили и нарушений нет.
  • Оплатите патент. Внесите аванс в размере, который установлен для вашего региона.
  • Посетите МВД. Вам выдадут документ, подтверждающий право на работу.
  • Проинформируйте о трудовой деятельности. Чтобы обновленный патент не аннулировали, важно подать уведомление не позже чем через два месяца после получения свидетельства. Функция доступна на «Госуслугах» и в отделениях МВД.
Какие документы понадобятся
Перед тем как отправить заявку, убедитесь, что у вас есть все перечисленное:

  • Ходатайство о переоформлении патента. Это самый важный пункт, без него свидетельство не продлят. Ходатайство заполняет работодатель. Оно должно содержать:
— Номер и серию патента, который необходимо переоформить.
— Ваши личные данные (ФИО, дату и место рождения, серию и номер паспорта, гражданство).
— Информацию о работодателе (название компании, юридический адрес, ИНН. Если наниматель — физическое лицо, внесут его имя и данные паспорта).
— Дату и подпись сотрудника фирмы (например, директора), печать организации (если она есть).
  • Копию договора, по которому вы работаете (трудового или гражданско-правового).
  • Паспорт или другое удостоверение личности. К нему следует приложить заверенный нотариусом перевод на русский язык.
  • Сертификат о знании русского языка, истории и основ законодательства РФ.
  • Медицинские справки: об отсутствии ВИЧ, опасных инфекций и наркотических веществ в организме. Убедитесь, что заключения выданы не позднее, чем один год назад. Иначе придется получать новые бумаги.
  • Полис ДМС или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Цветное фото 3×4 см. Для электронного заявления подготовьте цифровой снимок.
  • Предыдущий патент.
  • Доказательство оплаты предыдущего патента. Подойдет квитанция или выписка из банка.

Заняться подготовкой документов лучше как можно раньше. Например, за месяц до даты окончания патента. Тогда вы точно успеете пройти медкомиссию, сделать нотариальный перевод и получить другие бумаги, если их нет в наличии.
Что еще важно знать
Возможна путаница в терминах. В официальных источниках продлением патента называют внесение авансовых платежей, которые нужно совершать каждый месяц. Замена разрешения, когда у него истек срок действия, — это переоформление. Но при неформальном общении оба случая могут обозначать как продление.

После подачи заявления можно получить отказ. Часто это происходит, если в документах есть ошибки и нестыковки. Например, в ходатайстве неверно указана должность иностранца или название компании.

У ходатайства нет утвержденного образца. Его пишут в свободной форме, поэтому больше рисков сделать что-то не так. Проверьте, что работодатель указал всю необходимую информацию. Иначе вашу заявку отклонят.
Полезно почитать